Нельзя обладать истиной индивидуально: разумеется, фактически она может быть в тот или иной момент доступна лишь ограниченному числу лиц или даже
единичному человеку, но и он, этот единственный, имеет истину не как свою, но как всеобщую, к которой он лишь содеялся причастен.
Короленко: наблюдений, конечно, неоткуда черпать, как не из жизни; нужно стараться изображать не
единичного человека, а тип; совершенно недопустимо делать так, как делают Боборыкин или Иероним Ясинский, — сажать герою бородавку именно на правую щеку, чтоб никакого уж не могло быть сомнения, кто выведен. Но общего правила дать тут нельзя, в каждом случае приходится сообразоваться с обстоятельствами.
На вопросы о том: каким образом
единичные люди заставляли действовать народы по своей воле и чем управлялась сама воля этих людей, историки отвечали, на первый вопрос признанием воли Божества, подчинявшей народы воле одного избранного человека и на второй вопрос — признанием того же Божества, направлявшего эту волю избранного к предназначенной цели.
Теперь в душе его образовался как бы тесно сомкнутый круг мыслей относительно того, что смутно он чувствовал всегда: таких, безусловно, заповедей не существует; не от их соблюдения или несоблюдения зависят достоинства и значение поступка, не говоря уже о характере; вся суть в содержании, которым
единичный человек в момент решения наполняет под собственной ответственностью форму этих предписаний закона» (Георг Брандес, «Шекспир и его произведения»).
Новая история отвергла прежние верования, не поставив на место их нового воззрения, и логика положения заставила историков, мнимо отвергших божественную власть царей и фатум древних, притти другим путем к тому же самому: к признанию тoгo, что 1) народы руководятся
единичными людьми, и 2) что существует известная цель, к которой движутся народы и человечество.
Неточные совпадения
Наполеон его ужасно увлек, то есть собственно увлекло его то, что очень многие гениальные
люди на
единичное зло не смотрели, а шагали через, не задумываясь.
— Кто посягает на
единичную «милостыню», — начал я, — тот посягает на природу
человека и презирает его личное достоинство.
Раскольничье учение об антихристе являлось кульминационною точкой и раскольничьей космогонии, и этики, и повседневной морали, как обобществление скорбной идеи
единичного уничтожения в форме смерти телесного
человека.
— Потому, — продолжал Вибель, — что проявлением стремления
людей к религии, к добру, к божественной жизни не может быть
единичное существо, но только сонм существ, кои сливаются в желании не личного, но общего блага.
На станциях он вел себя как
человек, на
единичные усилия которого возложено усмирение бунтующего края.
Сверхчеловек и есть эта
единичная совершенная личность, которая вырастет на почве человеческого разложения, как пышный цветок на плодородном перегное. Высшее счастье и высшее призвание
человека — стремиться стать таким перегноем, чтоб сделать возможным грядущего сверхчеловека. В этом — новая мораль, к которой зовет
людей разрушитель морали Ницше.
Символическая этика очень связана с почитанием и уважением к иерархическому чину, всегда что-то символизирующему, и с недостаточным уважением и вниманием к
человеку, к неповторимой и
единичной личности.
Государство еще может признать отвлеченное субъективное право
человека и гражданина, да и то неохотно, но никогда не признает индивидуальных, неповторимых,
единичных, качественно своеобразных прав отдельной человеческой личности с ее индивидуальной судьбой.
Понятие несет социальную службу, оно есть орудие организации среднего
человека, орудие социализации, оно оперирует с «общим» и не хочет знать индивидуального и
единичного.
«Сделавшись женой такого
человека, — думала Талечка, — сколько можно сделать добра и добра не
единичного, того добра, о котором говорила m-lle Дюран, и которое так увлекательно проповедовал Николай Павлович».
Остались, без сомнения, и останутся и в будущем
единичные личности,
люди, преданные заветам прошлого, культу величайшей из религии, религии любви, но число таких отсталых, как принято называть их,
людей уменьшается день ото дня.
Москва, в окружавших ее слободах, населенных тяглецами,
людьми обедневшими, давала безопасный приют всем беглым и беспаспортным, а таких было много, потому что бегство было единственным средством избавиться от тягостей крепостного права, в
единичных случаях доходившего до истязаний. Бегало много и от рекрутства, которое было ненавистно русскому народу.
Необходимо было, чтобы миллионы
людей, в руках которых была действительная сила, солдаты, которые стреляли, везли провиант и пушки, надо было, чтобы они согласились исполнить эту волю
единичных и слабых
людей, и были приведены к этому бесчисленным количеством сложных, разнообразных причин.